II. Аналитическое обоснование программы.
1. В 2005-2006 учебном году перед школой были поставлены следующие задачи:
- повышение качества образования за счёт внедрения новых педагогических технологий обучения и воспитания (личностно-ориентированных, развивающих, здоровьесберегающих);
- создание условий для формирования познавательной и творческой активности школьников через вовлечение их в разнообразную деятельность (исследовательскую, поисковую, краеведческо-экологическую и др.);
- обеспечение возможности для профессионального роста и совершенствования мастерства учителей школы;
- активное привлечение родителей для совместной деятельности по улучшению условий организации учебно-воспитательного процесса.
Все эти задачи были направлены на реализацию образовательной политики школы и на перспективное её развитие. В основном они были решены.
2. Результативность деятельности школы.
А) Уровень обученности.
Изучению новых педагогических технологий был посвящён педагогический совет: «Использование современных педагогических технологий в учебно-воспитательном процессе», проведена комплексная диагностика уровня обученности учащихся на выходе из каждой ступени обучения:
- Степень обученности выпускников 1-3 ступени обучения (2005-06уч.год)
Ступень обучения |
Предмет |
% |
1 ступень (4 класс) |
Математика |
57.2 |
|
Русский язык |
51.7 |
|
Чтение |
62.2 |
2ступень (9-предпрофильный класс) |
Русский язык |
66.8 |
|
Литература |
84.8 |
|
Алгебра |
51.8 |
|
Геометрия |
46.5 |
|
Физика |
46.5 |
3ступень (11-профильный класс) |
Русский язык |
78.1 |
|
Литература |
86.7 |
|
Алгебра |
69.5 |
|
Геометрия |
73 |
|
Физика |
69.5 |
Б) Уровень физического здоровья.
Работа педагогического коллектива по обеспечению сохранности здоровья и жизни детей, по формированию у них здорового образа жизни нашла своё отражение в целом комплексе мероприятий: педагогический совет, совещание при директоре, заседания методических объединений – для учителей; и цикл мероприятий, в рамках месячника «Образование и здоровье», включающий в себя Дни здоровья, встречи с медработниками, беседы и лекции о сохранности здоровья и др. – для учащихся и родителей.(См.приложение «Уровень физического развития уч-ся» диаграмма)
Уровень физического развития учащихся
Уровень |
1 ступень (48ч) |
2ступень (86ч) |
3ступень (30ч) |
Всего (164ч./82%) |
||||
|
Кол-во |
% |
Кол-во |
% |
Кол-во |
% |
Кол-во |
% |
Высокий |
2 |
4.2 |
16 |
18.6 |
4 |
13.3 |
22 |
13.4 |
Выше среднего |
21 |
43.8 |
33 |
38.4 |
9 |
30 |
63 |
38.4 |
Средний |
22 |
45.8 |
31 |
36 |
14 |
46.7 |
67 |
40.9 |
Ниже среднего |
3 |
6.2 |
3 |
3.5 |
3 |
10 |
9 |
5.5 |
Низкий |
0 |
0 |
3 |
3.5 |
0 |
0 |
3 |
1.8 |
Распределение учащихся по медицинским группам
Мед.группа |
1-4кл (63ч) |
5-9кл (101ч) |
10-11кл (36ч) |
Всего уч-ся (200ч) |
||||
|
Кол-во |
% |
Кол-во |
% |
Кол-во |
% |
Кол-во |
% |
I основная |
58 |
92 |
85 |
84.2 |
25 |
69.4 |
168 |
84 |
IIподготовит. |
2 |
3.2 |
10 |
9.9 |
9 |
25 |
21 |
10.5 |
III СМГ |
2 |
3.2 |
5 |
4.95 |
1 |
2.8 |
8 |
4 |
IV освобожд. |
1 |
1.6 |
1 |
0.95 |
1 |
2.8 |
3 |
1.5 |
В) Развитие способностей и склонностей учащихся.
Организация работы кружков и факультативов с приоритетом интеллектуальной направленности с одной стороны, позволила обеспечить дополнительное образование учащихся по профильным предметам, с другой стороны, дало возможность развития способностей и склонностей учащихся, их познавательного интереса. Сильная внеурочная подготовка по профильным предметам способствовала получению высоких результатов участия школьников в окружных и областных олимпиадах (по математике, физике, информатике, географии, истории).
(см. приложение «Организация работы творческих объединений» диаграмма)
Творческие объединения |
2003-2004уч.год |
2004-2005уч.год |
2005-2006уч.год
|
||||||
|
Всего кружков |
В них детей |
% от общего числа уч-ся |
Всего кружков |
В них детей |
% от общего числа уч-ся |
Всего кружков |
В них детей |
% от общего числа уч-ся |
Всего кружков |
11 |
224 |
90.3% |
14 |
300 |
130.4% |
18 |
273 |
136.5%
|
Спортивные |
5 |
75 |
30.2% |
4 |
90 |
39.1% |
3 |
45 |
22.5%
|
Твоё здоровье
|
1 |
14 |
5.6% |
1 |
21 |
9.1% |
1 |
15 |
7.5% |
Математический
|
2 |
30 |
12.1% |
2 |
34 |
14.8% |
2 |
30 |
15% |
Физика в твоём доме
|
0 |
0 |
0 |
2 |
30 |
13% |
1 |
15 |
7.5% |
ЮИД
|
1 |
15 |
6% |
1 |
15 |
6.5% |
0 |
0 |
0 |
Рукоделие
|
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
15 |
7.5% |
Компьютерная графика |
2 |
34 |
13.7% |
1 |
18 |
7.8% |
0 |
0 |
0
|
РТМ
|
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
3 |
47 |
23.5% |
Техническое моделирование |
0 |
0 |
0 |
3 |
62 |
27% |
4 |
62 |
31% |
Краеведение
|
1 |
8 |
3.2% |
1 |
15 |
6.5% |
1 |
14 |
7% |
Шахматный
|
0 |
0 |
0 |
1 |
15 |
6.5% |
1 |
15 |
7.5% |
Г) Уровень воспитанности.
Нехватка кружков эстетического цикла возмещалась активным привлечением к сотрудничеству (составлены программы совместной деятельности) социальных партнёров по воспитанию, таких как, ЦВР, СЮТур, ЦКиО «Спутник», БИЦ «Интеллект», Дворец спорта, Дом творчества и др. А также высокой степенью занятости учащихся развивающей деятельностью в каникулярное время (см.приложение «Мониторинг занятости учащихся в каникулярное время»).
Внеклассная работа была насыщена яркими и незабываемыми мероприятиями, которые стали настоящими событиями, праздниками в школьной жизни. Что нашло отражение в повышении уровня воспитанности школьников и их интересов
(см. приложение «Результаты анкетирования»)
Д) Осуществление образовательных ориентаций выпускников школы.
1. Выбор предметов учащимися для сдачи итоговой аттестации:
Предмет |
% от общего числа выпускников |
11класс химия (1ч) |
4.7% |
Основы безопасности жизнедеятельности (1ч) |
4.7% |
Русский язык (устно) (20ч) |
95.2% |
Математика(устно) (20ч) |
95.2% |
Физика (12) |
57.1% |
Английский язык (2) |
9.5% |
Обществознание (2ч) |
9.5% |
Информатика (4) |
19.4% |
Биология (1ч) |
4.7% |
9 класс |
|
Физика (17) |
56.7% |
Геометрия (17) |
56.7% |
Русский язык (13ч) |
43.3% |
Обществознание (12ч) |
40% |
Биология(1) |
3.3% |
2. Дальнейшее обучение, связанное с физико-математическим профилем (поступление в ВУЗы)
Наши выпускники обучаются в ВУЗах России:
¨ МГУ, МГТУ им.Н.Э.Баумана, МАИ, МИФИ
¨ Российский Химико-технологический университет им Д.И. Менделеева
¨ Российская Пищевая академия (г.Москва)
¨ Московский гуманитарный университет
¨ Ивановская Медицинская академия
¨ НГТУ им.Лобачевского
¨ Нижегородский Юридический Университет
¨ Российская Военно-космическая Академия (г.С.-Петербург)
¨ Военная Академия им. А.Ф. Можайского
¨ ВГПУ, ВТУ , КТА
¨ Владимирский Юридический Институт Министерства Юстиции
¨ Ярославский Зенитно-ракетный институт пограничных войск
¨ Московский текстильный институт
¨ Нижегородский архитектурно-строительный университет
¨ Московский университет потребительской кооперации
¨ Ленинградский технологический университет
¨ ВИ МВД РФ (г.Воронеж)
¨ Московский институт туризма
¨ ММИ «Человек, природа, общество»
¨ Нижегородский институт водного транспорта
¨ Ивановский энергетический институт
¨ Московский институт гражданской авиации
¨ Московский энергетический институт
3. Характеристика динамики количественных и качественных конечных результатов деятельности школы:
- Качество знаний учащихся по предметам (в процентах) за 2005-06 уч.год:
№ |
Учитель |
Предмет |
1 |
2 |
3 |
4 |
5а |
6а |
7а |
7б |
9а |
9б |
10а |
11а
|
1 |
Афонина ЛМ |
Нач.класс |
-
|
47.3 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
2 |
Ильина ТН |
Нач.класс |
+
|
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
3 |
Юрина ВН |
Нач.класс |
- |
- |
-
|
26.7 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
4 |
Терёшина НН |
Нач.класс |
- |
- |
30.7 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
5 |
Фролова СА |
Рус.язык |
-
|
- |
- |
- |
63.2 |
69.6 |
- |
50 |
- |
43 |
- |
- |
6 |
- « - |
литерат |
-
|
- |
- |
- |
84.2 |
95.6 |
- |
75 |
- |
57.1 |
- |
- |
7 |
Мальцева ОЮ |
Англ.яз |
- |
- |
- |
- |
52.6 |
78.3 |
94.1 |
66.7 |
75 |
57.1 |
100 |
95.2 |
8 |
Фонова НЛ |
Математ |
-
|
- |
- |
- |
47.4 |
- |
68.4 |
- |
- |
- |
- |
- |
9 |
- « - |
Информ |
-
|
- |
- |
- |
100 |
100 |
100 |
- |
75 |
- |
100 |
100 |
10 |
Агафонова ОВ |
История |
- |
- |
- |
- |
52.6 |
- |
- |
42 |
100 |
78.5 |
93.3 |
- |
11 |
Спрыгина ИВ |
Естествознание |
- |
- |
- |
- |
57.9 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
12 |
- « - |
География |
- |
- |
- |
- |
- |
95.6 |
89.5 |
50 |
91.7 |
71.4 |
100 |
100 |
13 |
- « - |
Биология |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
50 |
- |
- |
14 |
Лаврентьева ИВ |
Музыка |
- |
- |
- |
- |
52.6 |
100 |
100 |
91.7 |
- |
- |
- |
- |
15 |
- « - |
ИЗО |
- |
- |
- |
- |
57.9 |
100 |
100 |
75 |
- |
- |
- |
- |
16 |
Хусенетдинов АБ |
Физ.кул |
- |
- |
- |
- |
57.9 |
100 |
38 |
91.7 |
100 |
85.7 |
100 |
100 |
17 |
Егоров ВВ |
Труд.об. |
- |
- |
- |
- |
100 |
95.6 |
- |
91.7 |
- |
92.8 |
- |
- |
18 |
- « - |
ОБЖ |
- |
- |
- |
- |
57.9 |
100 |
100 |
91.7 |
100 |
100 |
100 |
95.2 |
19 |
Попкова ЛА |
Математ. |
- |
- |
- |
- |
- |
39.1 |
- |
- |
43.8 |
- |
- |
- |
20 |
Лапшина ЛН |
История |
- |
- |
- |
- |
- |
91.3 |
79- |
- |
- |
- |
- |
100 |
21 |
Григорьева ЛВ |
Биология |
- |
- |
- |
- |
- |
95.6 |
100 |
- |
100 |
- |
100 |
100 |
22 |
Громова АА |
Рус.яз |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
94.1 |
- |
93.8 |
- |
86.7 |
95.2 |
23 |
- « - |
Литерат. |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
100 |
- |
93.8 |
- |
86.7 |
95.2 |
24 |
Дубровина ИВ |
Математ. |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
42 |
- |
35.7 |
- |
- |
25 |
Киселев АВ |
Физика |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
10.5 |
42 |
37.5 |
50 |
66.7 |
95.2 |
25 |
Липень ЛЗ |
Химия |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
87.5 |
28.6 |
73.3 |
100 |
26 |
Шуба МЮ |
Математ. |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
80 |
95.2 |
· Результаты итоговой аттестации учащихся 11-х классов:
Учебный год |
Основные параметры |
||||||||||||||||
|
Русский язык |
Алгебра и начала анализа |
|||||||||||||||
|
«5» |
«4» |
«3» |
«2» |
«5» |
«4» |
«3» |
«2»
|
|||||||||
2005-06г |
5 |
23.8% |
15 |
71.4% |
1 |
4.8% |
Нет |
Нет |
9 |
42.9% |
9 |
42.9% |
3 |
14.2% |
Нет |
Нет
|
|
Учебный год |
Основные параметры |
||||||||||||||||
|
Русский язык |
Алгебра |
|||||||||||||||
|
«5» |
«4» |
«3» |
«2» |
«5» |
«4» |
«3» |
«2»
|
|||||||||
2005-06г |
1 |
3.3% |
19 |
63.4% |
10 |
33.3% |
Нет |
Нет |
5 |
16.7% |
13 |
43.3% |
11 |
36.7% |
1 |
3.3% |
|
- Количество медалистов:
2004-2005 |
2005-2006 |
4чел / 1.8% |
1чел / 0.5%
|
4. Условия и причины, сдерживающие качественный рост образовательной деятельности школы:
к условиям, сдерживающим качественный рост образовательной деятельности школы относятся:
· В первую очередь, отсутствие единого целостного построения учебно-воспитательного процесса на основе глубокого анализа состояния дел;
· Во-вторых, не отрегулирован процесс управления, нет должного взаимопонимания между членами администрации; отсутствует единая цель, не выстроена ближайшая перспектива развития школы;
· В-третьих, не на должном уровне в школе построена работа общественных структурных единиц и организаций, как педагогического коллектива, так и детского (Методический совет, Методические объединения, Попечительский совет, Совет школы, Совет учащихся);
· В-четвёртых, конечно, слабая связь с родителями и вовлечение их в активную воспитательную деятельность, спонсорскую помощь;
· В-пятых, материальная база школы нуждается в коренном преобразовании. Не хватает ученической мебели в классах, учебных досок, шкафов и стенок, не говоря уже, о телевизорах, ауди- и видео- технике.
Необходим ремонт школьной котельной для нормального функционирования школы.
5. Систематизация и описание основных противоречий, выявленных в ходе анализа образовательной деятельности за год.
1) Ежегодно педколлектив проводит работу по набору в профильный физико-математический 10 класс. Проблема – не идут дети из других школ. Противоречие, возникшее по идее набора нужно разрешить в более плановом, систематическом порядке. Для чего необходимо продумать, составить план работы коллектива по подъёму авторитета школы в районе и как основной работы – формы агитации одарённых детей в школу.
Принимать в школу нужно всех желающих, особенно хорошо успевающих детей, начиная с начальной школы, и 5-го класса, когда начинается дифференциация процесса обучения, формирование классов с учётом интересов, потребностей и возможностей развития личности.
Больше проводить работу с будущими первоклассниками и их родителями, взаимодействовать более тесно с детскими дошкольными учреждениями микрорайона и города в целом.
Немаловажная проблема, которая существовала по набору учащихся, это отсутствие своего микрорайона. И педагогический коллектив на протяжении нескольких последних лет не работал в микрорайоне Петрино по набору в школу. Этим объясняется и маленькая наполняемость классов и отсутствие в школе одной параллели – 9-х классов.
2) Проблема взаимоотношений в педагогическом коллективе. Нет устоявшихся тесных и творческих союзов педагогов, объединённых единой целью и задачами. Слабо поставлена работа по обмену опытом внутри коллектива. При наличии таких опытных корифеев математики, как Шуба М.Ю., Попкова Л.А., в школе есть учителя, которые слабо владеют методикой преподавания, не применяют новых педагогических технологий, не стремятся к самосовершенствованию и творчеству.
3) Проблема – нет в школе системы работы с пед.кадрами по обмену опытом, взаимообучения, взаимопосещения уроков и т.д. Поэтому в школе одной из первоочередных задач является сплочение педагогического коллектива на основе общих целей, задач и грамотном построении деятельности по их решению. Совершенствование управленческой системы – создание единой команды единомышленников-руководителей.
4) В школе нет системы психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса. Проводимые анкеты, срезы, тесты носят случайный характер. Поэтому, необходимо разработать комплексную программу психолого-педагогического сопровождения обучения. Необходим практический психолог.
5) ещё одно, немаловажное противоречие – школа, являясь базовой по обеспечению обучения физико-математического профиля, практически не работает по формированию у учащихся навыков научно-поисковой и исследовательской деятельности, т.е. в школе отсутствует постоянно действующее Научное общество учащихся, а школьники практически не участвуют в окружных мероприятиях по проекту «Шаг в будущее» (ЦВР). Поэтому, приступая к работе по новому эксперименту по теме: «Изобретательские приёмы – приёмы творчества учащихся профильных физико-математических классов», необходимо тщательно спланировать работу в рамках этого эксперимента и создания НОУ.
6) Проблема ушедшего года – это слабая интеграция учебной и внеурочной деятельности. Отсутствие системы в работе приводит к разобщённости действий как педагогов, так и детей. Не хватает общей идеи, общего значимого для всех дела, объединяющего всех в единый коллектив. Планирование воспитательной работы необходимо продумать с позиций использования методики КТД и социальных проектов