II.  Аналитическое обоснование программы.

 

1. В 2005-2006 учебном году перед школой были поставлены следующие задачи:

 

 - повышение качества образования за счёт внедрения новых педагогических технологий обучения и воспитания (личностно-ориентированных, развивающих, здоровьесберегающих);

 

 - создание условий для формирования познавательной и творческой активности школьников через вовлечение их в разнообразную деятельность (исследовательскую, поисковую, краеведческо-экологическую и др.);

 

 - обеспечение возможности для профессионального роста и совершенствования мастерства учителей школы;

 

 -  активное привлечение родителей для совместной деятельности по улучшению условий организации учебно-воспитательного процесса.

 

Все эти задачи были направлены на реализацию образовательной политики школы и на перспективное её развитие. В основном они были решены.

 

2. Результативность деятельности школы.

 

А) Уровень обученности.

 Изучению новых педагогических технологий был посвящён педагогический совет: «Использование современных педагогических технологий в учебно-воспитательном процессе», проведена комплексная диагностика уровня обученности учащихся на выходе из каждой ступени обучения:

  - Степень обученности выпускников 1-3 ступени обучения (2005-06уч.год)

 

Ступень обучения

Предмет

%

1 ступень (4 класс)

Математика

57.2

 

Русский язык

51.7

 

Чтение

62.2

2ступень (9-предпрофильный класс)

Русский язык

66.8

 

Литература

84.8

 

Алгебра

51.8

 

Геометрия

46.5

 

Физика

46.5

3ступень (11-профильный класс)

Русский язык

78.1

 

Литература

86.7

 

Алгебра

69.5

 

Геометрия

73

 

Физика

69.5

 

 

Б) Уровень физического здоровья.

Работа педагогического коллектива по обеспечению сохранности здоровья и жизни детей, по формированию у них здорового образа жизни нашла своё отражение в целом комплексе мероприятий: педагогический совет, совещание при директоре, заседания методических объединений – для учителей; и цикл мероприятий, в рамках месячника «Образование и здоровье», включающий в себя Дни здоровья, встречи с медработниками, беседы и лекции о сохранности здоровья и др. – для учащихся и родителей.(См.приложение «Уровень физического развития уч-ся» диаграмма)

 

Уровень физического развития учащихся

Уровень

1 ступень (48ч)

2ступень (86ч)

3ступень (30ч)

Всего (164ч./82%)

 

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

Высокий

2

4.2

16

18.6

4

13.3

22

13.4

Выше среднего

21

43.8

33

38.4

9

30

63

38.4

Средний

22

45.8

31

36

14

46.7

67

40.9

Ниже среднего

3

6.2

3

3.5

3

10

9

5.5

Низкий

0

0

3

3.5

0

0

3

1.8

Распределение учащихся по медицинским группам

 

Мед.группа

1-4кл (63ч)

5-9кл (101ч)

10-11кл (36ч)

Всего уч-ся (200ч)

 

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

I основная

58

92

85

84.2

25

69.4

168

84

IIподготовит.

2

3.2

10

9.9

9

25

21

10.5

III СМГ

2

3.2

5

4.95

1

2.8

8

4

IV освобожд.

1

1.6

1

0.95

1

2.8

3

1.5

 

 

В) Развитие способностей и склонностей учащихся.

 

Организация работы кружков и факультативов с приоритетом интеллектуальной направленности с одной стороны, позволила обеспечить дополнительное образование учащихся по профильным предметам, с другой стороны, дало возможность развития способностей и склонностей учащихся, их познавательного интереса. Сильная внеурочная подготовка по профильным предметам способствовала получению высоких результатов участия школьников в окружных и областных олимпиадах (по математике, физике, информатике, географии, истории).

(см. приложение «Организация работы творческих объединений»  диаграмма)

 

Творческие объединения

2003-2004уч.год

2004-2005уч.год

2005-2006уч.год

 

 

Всего кружков

В них детей

% от общего числа уч-ся

Всего кружков

В них детей

% от общего числа уч-ся

Всего кружков

В них детей

% от общего числа уч-ся

Всего кружков

11

224

90.3%

14

300

130.4%

18

273

136.5%

 

Спортивные

5

75

30.2%

4

90

39.1%

3

45

22.5%

 

Твоё здоровье

 

1

14

5.6%

1

21

9.1%

1

15

7.5%

Математический

 

2

30

12.1%

2

34

14.8%

2

30

15%

Физика в твоём доме

 

0

0

0

2

30

13%

1

15

7.5%

ЮИД

 

1

15

6%

1

15

6.5%

0

0

0

Рукоделие

 

0

0

0

0

0

0

1

15

7.5%

Компьютерная графика

2

34

13.7%

1

18

7.8%

0

0

0

 

РТМ

 

0

0

0

0

0

0

3

47

23.5%

Техническое моделирование

0

0

0

3

62

27%

4

62

31%

Краеведение

 

1

8

3.2%

1

15

6.5%

1

14

7%

Шахматный

 

0

0

0

1

15

6.5%

1

15

7.5%

 

Г) Уровень воспитанности.

 

Нехватка кружков эстетического цикла возмещалась активным привлечением к сотрудничеству (составлены программы совместной деятельности) социальных партнёров по воспитанию, таких как, ЦВР, СЮТур, ЦКиО «Спутник», БИЦ «Интеллект», Дворец спорта, Дом творчества и др. А также высокой степенью занятости учащихся развивающей деятельностью в каникулярное время (см.приложение «Мониторинг занятости учащихся в каникулярное время»).

Внеклассная работа была насыщена яркими и незабываемыми мероприятиями, которые стали настоящими событиями, праздниками в школьной жизни. Что нашло отражение в повышении уровня воспитанности школьников и их интересов

 (см. приложение «Результаты анкетирования»)

 

Д) Осуществление образовательных ориентаций выпускников школы.

 

1.     Выбор предметов учащимися для сдачи итоговой аттестации:

 

Предмет

% от общего числа выпускников

11класс

химия (1ч)

 

4.7%

Основы безопасности жизнедеятельности (1ч)

4.7%

Русский язык (устно) (20ч)

95.2%

Математика(устно) (20ч)

95.2%

Физика (12)

57.1%

Английский язык (2)

9.5%

Обществознание (2ч)

9.5%

Информатика (4)

19.4%

Биология (1ч)

4.7%

9 класс

 

Физика (17)

56.7%

Геометрия (17)

56.7%

Русский язык (13ч)

43.3%

Обществознание (12ч)

40%

Биология(1)

3.3%

 

2. Дальнейшее обучение, связанное с физико-математическим профилем (поступление в ВУЗы)

Наши выпускники обучаются в ВУЗах России:

¨      МГУ,  МГТУ им.Н.Э.Баумана,  МАИ,   МИФИ

¨      Российский Химико-технологический  университет им Д.И. Менделеева

¨      Российская Пищевая академия (г.Москва)

¨      Московский гуманитарный университет

¨      Ивановская Медицинская академия

¨      НГТУ им.Лобачевского

¨      Нижегородский Юридический Университет

¨      Российская Военно-космическая Академия (г.С.-Петербург)

¨      Военная Академия им. А.Ф. Можайского

¨      ВГПУ,  ВТУ , КТА

¨      Владимирский Юридический Институт Министерства Юстиции

¨      Ярославский Зенитно-ракетный институт пограничных войск

¨      Московский текстильный институт

¨      Нижегородский архитектурно-строительный университет

¨      Московский университет потребительской кооперации

¨      Ленинградский технологический университет

¨      ВИ МВД РФ (г.Воронеж)

¨      Московский институт туризма

¨      ММИ «Человек, природа, общество»

¨      Нижегородский  институт водного транспорта

¨      Ивановский энергетический институт

¨      Московский институт гражданской авиации

¨      Московский энергетический институт

 

3. Характеристика динамики количественных и качественных конечных результатов деятельности школы:

 

 - Качество знаний учащихся по предметам (в процентах) за 2005-06 уч.год:

 

Учитель

Предмет

1

2

3

4

10а

11а

 

1

Афонина ЛМ

Нач.класс

-

 

47.3

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

2

Ильина ТН

Нач.класс

  +

 

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

3

Юрина ВН

Нач.класс

-

-

-

 

26.7

-

-

-

-

-

-

-

-

4

Терёшина НН

Нач.класс

-

-

30.7

-

-

-

-

-

-

-

-

-

5

Фролова СА

Рус.язык

-

 

-

-

-

63.2

69.6

-

50

-

43

-

-

6

- « -

литерат

-

 

-

-

-

84.2

95.6

-

75

-

57.1

-

-

7

Мальцева ОЮ

Англ.яз

-

-

-

-

52.6

78.3

94.1

66.7

75

57.1

100

95.2

8

Фонова НЛ

Математ

-

 

-

-

-

47.4

-

68.4

-

-

-

-

-

9

- « -

Информ

-

 

-

-

-

100

100

100

-

75

-

100

100

10

Агафонова ОВ

История

-

-

-

-

52.6

-

-

42

100

78.5

93.3

-

11

Спрыгина ИВ

Естествознание

-

-

-

-

57.9

-

-

-

-

-

-

-

12

 - « -

География

-

-

-

-

-

95.6

89.5

50

91.7

71.4

100

100

13

 - « -

Биология

-

-

-

-

-

-

-

-

-

50

-

-

14

Лаврентьева ИВ

Музыка

-

-

-

-

52.6

100

100

91.7

-

-

-

-

15

 - « -

ИЗО

-

-

-

-

57.9

100

100

75

-

-

-

-

16

Хусенетдинов АБ

Физ.кул

-

-

-

-

57.9

100

38

91.7

100

85.7

100

100

17

Егоров ВВ

Труд.об.

-

-

-

-

100

95.6

-

91.7

-

92.8

-

-

18

 - « -

ОБЖ

-

-

-

-

57.9

100

100

91.7

100

100

100

95.2

19

Попкова ЛА

Математ.

-

-

-

-

-

39.1

-

-

43.8

-

-

-

20

Лапшина ЛН

История

-

-

-

-

-

91.3

79-

-

-

-

-

100

21

Григорьева ЛВ

Биология

-

-

-

-

-

95.6

100

-

100

-

100

100

22

Громова АА

Рус.яз

-

-

-

-

-

-

94.1

-

93.8

-

86.7

95.2

23

 - « -

Литерат.

-

-

-

-

-

-

100

-

93.8

-

86.7

95.2

24

Дубровина ИВ

Математ.

-

-

-

-

-

-

-

42

-

35.7

-

-

25

Киселев АВ

Физика

-

-

-

-

-

-

10.5

42

37.5

50

66.7

95.2

25

Липень ЛЗ

Химия

-

-

-

-

-

-

-

-

87.5

28.6

73.3

100

26

Шуба МЮ

Математ.

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

80

95.2

 

 

 

 

 

·        Результаты итоговой аттестации учащихся 11-х классов:

 

Учебный год

Основные параметры

 

Русский язык

Алгебра и начала анализа

 

«5»

«4»

«3»

«2»

«5»

«4»

«3»

«2»

 

2005-06г

5

23.8%

15

71.4%

1

4.8%

Нет

Нет

9

42.9%

9

42.9%

3

14.2%

Нет

Нет

 

                                 

 

-         Результаты итоговой аттестации учащихся 9-х классов

 

Учебный год

Основные параметры

 

Русский язык

Алгебра

 

«5»

«4»

«3»

«2»

«5»

«4»

«3»

«2»

 

2005-06г

1

3.3%

19

63.4%

10

33.3%

Нет

Нет

5

16.7%

13

43.3%

11

36.7%

1

3.3%

                                 

 

 

-         Количество медалистов:

 

2004-2005

2005-2006

4чел / 1.8%

1чел / 0.5%

 

 

4. Условия и причины, сдерживающие качественный рост образовательной деятельности школы:

 

к условиям, сдерживающим качественный рост образовательной деятельности школы относятся:

·        В первую очередь, отсутствие единого целостного построения учебно-воспитательного процесса на основе глубокого анализа состояния дел;

·        Во-вторых, не отрегулирован процесс управления, нет должного взаимопонимания между членами администрации; отсутствует единая цель, не выстроена ближайшая перспектива развития школы;

·        В-третьих, не на должном уровне в школе построена работа общественных структурных единиц и организаций, как педагогического коллектива, так и детского (Методический совет, Методические объединения, Попечительский совет, Совет школы, Совет учащихся);

·        В-четвёртых, конечно, слабая связь с родителями и вовлечение их в активную воспитательную деятельность, спонсорскую помощь;

·        В-пятых, материальная база школы нуждается в коренном преобразовании. Не хватает ученической мебели в классах, учебных досок, шкафов и стенок, не говоря уже, о телевизорах, ауди- и видео- технике.

         Необходим ремонт школьной котельной для нормального функционирования школы.

 

5. Систематизация и описание основных противоречий, выявленных в ходе анализа образовательной деятельности за год.

1) Ежегодно педколлектив проводит  работу по набору в профильный физико-математический 10 класс. Проблема – не идут дети из других школ. Противоречие, возникшее по идее набора нужно разрешить в более плановом, систематическом порядке. Для чего необходимо продумать, составить план работы коллектива по подъёму авторитета школы в районе и как основной работы – формы агитации одарённых детей в школу.

Принимать в школу нужно всех желающих, особенно хорошо успевающих детей, начиная с начальной школы, и 5-го класса, когда начинается дифференциация процесса обучения, формирование классов с учётом интересов, потребностей и возможностей развития личности.

Больше проводить работу с будущими первоклассниками и их родителями, взаимодействовать более тесно с детскими дошкольными учреждениями микрорайона и города в целом.

Немаловажная проблема, которая существовала по набору учащихся, это отсутствие своего микрорайона. И педагогический коллектив на протяжении нескольких последних лет не работал в микрорайоне Петрино по набору в школу. Этим объясняется и маленькая наполняемость классов и отсутствие в школе одной параллели – 9-х классов.

 

2) Проблема взаимоотношений в педагогическом коллективе. Нет устоявшихся тесных и творческих союзов педагогов, объединённых единой целью и задачами. Слабо поставлена работа по обмену опытом внутри коллектива. При наличии таких опытных корифеев математики, как Шуба М.Ю., Попкова Л.А., в школе есть учителя, которые слабо владеют методикой преподавания, не применяют новых педагогических технологий, не стремятся к самосовершенствованию и творчеству.

 

3) Проблема – нет в школе системы работы с пед.кадрами по обмену опытом, взаимообучения, взаимопосещения уроков и т.д. Поэтому в школе одной из первоочередных задач является сплочение педагогического коллектива на основе общих целей, задач и грамотном построении деятельности по их решению. Совершенствование управленческой системы – создание единой команды единомышленников-руководителей.

 

4) В школе нет системы психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса. Проводимые анкеты, срезы, тесты носят случайный характер. Поэтому, необходимо разработать комплексную программу психолого-педагогического сопровождения обучения. Необходим практический психолог.

 

5) ещё одно, немаловажное противоречие – школа, являясь базовой по обеспечению обучения физико-математического профиля, практически не работает по формированию у учащихся навыков научно-поисковой и исследовательской деятельности, т.е. в школе отсутствует постоянно действующее Научное общество учащихся, а школьники практически не участвуют в окружных мероприятиях по проекту «Шаг в будущее» (ЦВР). Поэтому, приступая к работе по новому эксперименту по теме: «Изобретательские приёмы – приёмы творчества учащихся профильных физико-математических классов», необходимо тщательно спланировать работу в рамках этого эксперимента и создания НОУ.

 

6) Проблема ушедшего года – это слабая интеграция учебной и внеурочной деятельности.  Отсутствие системы в работе приводит к разобщённости действий как педагогов, так и детей. Не хватает общей идеи, общего значимого для всех дела, объединяющего всех в единый коллектив. Планирование воспитательной работы необходимо продумать с позиций использования методики КТД и социальных проектов
Hosted by uCoz